Разговор о Гоголе в киноклубе "Грани"
6 Марта 2017
Киноклуб «Грани» ДК «Химик» им. Н.И. Докторова открылся 4 марта встречей под названием «От «Шинели» до «Пальто» и был посвящен 165-летию со дня смерти Н.И. Гоголя.
Руководитель клуба Татьяна Чубарева предложила гостям совместный просмотр художественного фильма итальянского режиссера Альберто Латтуада «Пальто».
Представленная экранизация русского классика рассказана на языке, понятном европейскому зрителю. Итальянская версия «Шинели», которая была снята в 1952 году, во многих деталях далеко отходит от повести Гоголя. Латтуада не старается воспроизвести старинный русский быт – вместо этого он переносит действие в провинциальную Италию 30-х годов XX столетия. В фильме даже просматривается атмосфера фашистской диктатуры – она дана в деталях, например, в приемной муниципалитета, на голой стене висит лозунг: «Порядок и пример – самые лучшие формы авторитета».
Перемещенный таким образом в Европу Акакий Акакиевич превращается в Кармине де Кармине – такого же ничтожного чиновника, занимающего самый низший пост в канцелярии захолустного городка.
Удачным оказывается выбор места действия итальянской «Шинели» – северный город Павия, с его узкими, темными улицами центра, пустынными набережными вдоль реки Тичино, величавым старинным мостом, многократно вошедшим в итальянскую кинематографию. Однако, место действия в фильме не указано, и эта неопределенность подчеркивает значение притчи, универсального анекдота о человеческой судьбе.
После просмотра состоялось обсуждение фильма - диалог воскресенских зрителей с гостями киноклуба: научным сотрудником Дома Гоголя, кандидатом филологических наук, кинокритиком Александром Шамариным и старшим научным сотрудником Дома Гоголя, кандидатом культурологии Олегом Робиновым (г. Москва). Зрители высказывали своё мнение об увиденном, не обойдя вниманием детали и методы, которыми пользовался режиссер для того, чтобы подчеркнуть образ маленького человека. Кого-то состоявшаяся встреча натолкнула на дальнейшее знакомство с фильмами итальянского режиссера, неоднократно обращавшегося в своем творчестве к русским классикам. Кто-то же захотел пересмотреть отечественное кино, снятое по гоголевской «Шинели» Алексеем Баталовым с Роланом Быковым в главной роли. В общем, прошедшая встреча оказала на каждого зрителя своё определенное влияние.